вторник, 22 марта 2011 г.

Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте

Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает, мучает.
Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя, воспитатели.
В чем причина? Откуда столько зла в наших детях? Как дети, к примеру, уже в первом классе узнают, что одного из них можно систематически мучить, а в четвертом классе устраивают уже настоящую охоту за жертвой?
Прежде чем мы ответим на эти вопросы, заметим: психологическая проблема не столько в агрессивной компании, сколько в самом «жертвенном агнце» – ребенке, который все сносит и этим вызывает и усиливает агрессивность остальных. С точки зрения психологов и психиатров, гораздо труднее решить вопрос с забитыми детьми, чем с забияками и задирами. Но вернемся к «злым», агрессивным детям.
Итак, несколько слов о понятии агрессивности. Оно имеет широкое значение и не сводится только лишь к акту физического насилия, а означает атакующую направленность нашей энергии против чего-либо.
Мужчины агрессивнее женщин. Это биологическая данность.
С дошкольного возраста отношение мальчиков к окружающему миру более агрессивно, их игры в школьном возрасте – боевые, состязательные, соревновательные. В конце концов все спортивные соревнования – не что иное, как цивилизованная, подчиненная определенным правилам форма агрессивного поведения.
Вот мы и подошли к ответу на главный допрос: что такое «злое», агрессивное озорство?
Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, разряжающейся «нецивилизованно», «асоциально», то есть в дикой форме, для достижения каких-то сиюминутных целей. Что-то надо отнять, вынудить отдать, хочется похвастаться тем, что противник побежден, испытать гордость за удачно осуществленную месть.
Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребенка.
Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. В общем, если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.
Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию (спортивные секции, кружки...).
Вторым источником детской агрессии являются подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее.
Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других, дерутся.
Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться.
В этом случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении новой уверенности.
Есть и третий источник детской агрессивности. Это эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность.
Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии.
Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребенка.
Одним из выходов в сложившейся ситуации могут быть домашние животные. Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, налаживать отношения с людьми.
Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. Замкнутым, робким, нерешительным детям кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают одиночество, забирают часть тревог и снимают напряжение, особенно когда родители заняты своей жизнью.
Психолог Р. провела интересный эксперимент в группе тревожных, агрессивных, конфликтных детей: в течение месяца приносила кошку Дусю. Дуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение в группе.
Решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы? У кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки – умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.
Медики считают, что присутствие в доме домашних животных разряжает напряженность, снимает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.
Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка богатый положительными эмоциями окружающий мир:
– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку;
– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
– совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
– уход за домашними животными;
– занятия в спортивных секциях.
Для того чтобы вы смогли лучше понять своего ребенка, его восприятие эмоционального климата вашей семьи, предлагаю вам результаты рисуночного теста «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не понимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются собственные версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за их поступки и душеное развитие.      

Елена Минаева ,
учитель «Береславской МСОШ», Волгоградская обл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий