Пока еще портфолио первоклассника не используется повсеместно, однако далеко не за горами тот день, когда такой набор будет в обязательном порядке требоваться у первоклассника в каждой школе. Это очень важный «аксессуар», требующий кропотливой и усердной работы ребенка и его родителей. К нему придется отнестись серьезно, и не только потому, что в будущем его будут требовать в школах, портфолио – это лицо ученика, создание которого в том числе приучает ребенка к ответственности и усидчивости.
С ЧЕГО НАЧАТЬ СОЗДАНИЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА?
Разумеется, первое, что приходит в голову, когда вы беретесь за составление портфолио для школьника – это то, что оно больше подходит для учеников средних классов.
Каким образом должно выглядеть портфолио для первоклассников? Где брать для него наполнение? Делать ли портфолио «от а до я», или достаточно будет оформить его частично? Эти вопросы сложны только на первый взгляд. Чтобы найти на них ответы, нужно просто подумать, какие цели и задачи может преследовать создание портфолио для учеников начальных классов.
Цели и задачи портфолио
Очевидно, что такая работа имеет своей целью выявление и дальнейшее развитие индивидуальных наклонностей и способностей ребенка. Некоторые учителя высказывают свое, личное видение целей, которые ставит перед собой создание портфолио:
- создание условий для ребенка, при которых он без труда достигнет успеха, повышение уверенности в собственных силах и самооценки;
- развитие у учащихся интереса к познанию нового;
- создание установки на творческую деятельность, увеличение мотивации к творческому росту;
- формирование нравственных и моральных качеств личности ученика;
- формирование аналитических способностей;
- создание у ребенка жизненных идеалов, стимулирование стремления самосовершенствоваться.
Многие педагоги склоняются к тому, что лучше несколько сместить акценты: портфолио должно содержать больше именно творческих работ.
Главное – участвовать
Основная ценность портфолио состоит в том, что оно влияет на повышение самооценки ребенка, помогает его раскрыться его личностным и творческим качествам, а также хорошо мотивирует не останавливаться и расти дальше. Важно именно участие в учебном и творческом процессе, а не его результат.
ИЗ ЧЕГО ДОЛЖНО СОСТОЯТЬ ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА?
Жестких требований пока по поводу содержания портфолио не сформулировали. Ведь эта работа, по сути, творческая, а значит, можно привнести в него что-то свое, оригинальное. Школа, как правило, может только давать советы и рекомендации. Единственное, чего стоит однозначно избегать – это превращение портфолио в журнал сплошных личных достижений ребенка.
Портфолио должно содержать следующие компоненты:
Титульный лист.
В нем содержится основная информация об ученике (фамилия, имя, отчество, школа, класс), а также контактная информация и, конечно же, фото. Лучше предоставить ребенку выбрать фото самостоятельно, не стоит давить не на него в этом вопросе. Дайте ему свободу, чтобы он показал себя таким, как он себя представляет и хочет, чтобы его увидели другие. Существуют определенные готовые материалы, доступные для скачивания из интернета, которые представляют собой черно-белые и цветные листы-разделители и вкладыши. Они предназначены, разумеется, для того чтобы отделить друг от друга разделы готового портфолио.
Последним будет лист «Содержание».
Разделы портфолио могут сильно варьироваться, однако примерный список все-таки набросать можно:
Раздел «Мой мир». Он может включать любую информацию, интересную для школьника.
«Мое имя» -что означает имя ребенка, кто из знаменитостей носил такое же. Если у вас редкая фамилия, то что она означает.
Моя семья –краткий рассказ обо всех членах семьи.
Мой город – небольшая заочная экскурсия об интересных местах родного населенного пункта.
Мои друзья – фото друзей, их интересы, увлечения.
Мои увлечения – чем увлекается владелец портфолио. Возможно, спортивные секции, кружки, музыкальная школа и т.д.
Моя школа – повествование о школе и ее педагогах.
Мои любимые предметы и много чего другого, было бы у ребенка желание все это заполнять.
Раздел «Моя учеба».
Здесь заголовки будут посвящены конкретным школьным предметам. Наполнение раздела составляют контрольные работы, какие-то интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, творческие работы и т.д.
«Моя общественная работа». Сюда можно отнести любые творческие порывы ребенка, которые выходят за рамки учебы. Участие в школьном спектакле, декламирование стихов на линейке, оформление оригинальной стенгазеты вполне подойдут для заполнения данной части портфолио. Здесь лучше использовать фотографии.
«Мое творчество». Здесь и так все понятно, этот раздел, пожалуй, самый важный.
«Мои впечатления». Такой раздел очень помогает ребенку развить свои навыки говорения и мышления. Рассказывая об интересных событиях, которые случились в его жизни, ребенок быстро научится связно и толково излагать свои мысли.
«Мои достижения». Этот раздел будет содержать сертификаты, дипломы, грамоты и прочие награды ребенка за достижения в самых разных областях.
Какие бы разделы ни содержало портфолио, заканчиваться оно будет разделом «Содержание». Не забывайте о том, что, по мере взросления ребенка, от неизбежной помощи родителей на начальном этапе нужно постепенно отказываться.
Здесь вы можете скачать образец портфолио школьника в формате документа word.
Обязательные страницы для портфолио ученика ЗДЕСЬ
ВАРИАНТЫ ПОРТФОЛИО
2. 2 вариант. Разделы Портфолио
Страницы раздела «Портрет»
·
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
·
Место для фото (или автопортрета)
Меня
зовут___________________
Я родился
____________________ (число/месяц/год)
Я живу в
______________________
Мой адрес_____________________
Моя семья
·
Нарисуй портрет своей семьи
·
Я научусь в этом году (составляется совместно с
учителем)
Предмет
|
Чему научусь
|
Русский язык
|
|
Литературное
чтение
|
|
Математика
|
|
Окружающий мир
|
|
Физическая
культура
|
|
Изобразительное
искусство
|
·
Я и мои друзья
Вопрос
|
Напиши
|
Чем я люблю заниматься?
|
|
Какая игрушка у меня самая любимая?
|
|
Сколько у меня друзей и как их
зовут?
|
|
Какой у меня самый любимый цвет?
|
|
Какие поделки я очень хочу
научиться мастерить?
|
Страницы раздела
«Коллектор»
·
Правила поведения в школе
·
Законы жизни класса
·
План – памятка Решения задачи
·
Памятка «КАК
УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
·
Памятка
«РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
·
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях
(пожар, опасность и пр.)
·
Памятка: Правила
общения
Раздел
«Рабочие материалы»
На каждый предмет
имеется свой «файл», в него вкладываются
диагностические работы.
Страницы раздела
«Мои достижения»
·
Моя лучшая работа
·
Задание, которое мне больше всего понравилось
·
Я прочитал ……. книг.
·
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
·
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
·
Мои цели и планы на следующий учебный год:
·
Чему я еще хочу научиться?
·
Какие книги прочитать?
·
Мое участие в школьных и классных праздниках и
мероприятиях
·
Мои проекты
·
Продукты совместного творчества (с родителями,
одноклассниками)
Итак, исходя из всего сказанного, в состав
портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с
его учебной деятельностью, могут (должны)
входить:
1)
подборка детских работ, которая демонстрирует
нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких
уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках
обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания
различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как
минимум следующие:
·
выборка работ из «Папки письменных работ» по
русскому языку;
·
дневники читателя;
·
выборка работ по проведенным ребенком в ходе
обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)
систематизированные материалы текущей оценки
·
отдельные листы наблюдений,
·
оценочные листы и материалы видео- и аудио-
записей процессов выполнения отдельных видов работ,
·
результаты стартовой диагностики (на входе, в
начале обучения) и результаты тематического тестирования;
·
выборочные материалы самоанализа и самооценки
учащихся.
3)
материалы итогового тестирования и/или результаты
выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.
Кроме того, в портфолио могут быть
включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его
внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность
этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно
объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по
отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Данная система оценки достижений позволяет выявить результаты реализации
образовательной программы в образовательном учреждении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий