среда, 8 апреля 2020 г.

Задание по литературе для 5 г класса


«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Ход урока.
                                                                                                               Природа – не только источник жизни.
                                                                                                               Она и воспитатель души.
                                                                                                                                                            В. П. Астафьев
I.
   Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.
   На прошлом уроке вы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.
II. Проверка домашнего задания. Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, ставьте «+», если не соответствуют – «-». Будьте внимательнее!
1.     Васютка снабжал рыбаков орехами.
2.     Не всякая таёжная дорога начинается с затесей.
3.     Блуждают люди в лесу и погибают иногда.
4.     Заполярная тайга не страшна зверьём.
5.     В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь.
6.     Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят.
7.     Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины.
III. Постановка цели и задач.
   III Цель и задачи нашего урока
- Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».   Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. А какие цели мы поставим перед собой?
Соотнесите действие и его содержание стрелочками в тетради.


Итак, нам необходимо:
Проанализировать
о взаимоотношениях человека и природы

Узнать
поведение и поступки героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Задуматься 
тайны тайги


Думаю, в конце урока вы ответите на вопросы:
                                   Природа – друг или враг?
                                   Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  
IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.
- С. 147 «Когда Васютка с ружьём на плече…» (прочитать)
- Какие советы даёт Васютке мать? …….(проговорите вслух)
  - Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».
- А что такое «затеси»? ………

- «Затеси –зарубки» - это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает?............ Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.
-------------------------------------------------------------------------------------------
- Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .......
С148
- Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …
Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.
Ответьте на вопросы:
1.Что собирал Васютка в тайге?
2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели?
3.Чем полезна тайге птица кедровка?
- Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили?

- Идем дальше. Вот что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую?........
С149
 Посмотрите на эту птицу.
- Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 149 «Мальчик стоял неподвижно…»
- Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка?
-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?
- Что случилось с мальчиком?
- Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься?
 (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», - объяснял дедушка.)
-------------------------------------------------------------------------------------------
- А тут наступила ночь.
С152
Прочитайте эпизод на стр. 152 со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.
- Какие еще сравнения встретились вам в тексте? (подчеркните в тексте карандашом) Наример:
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” ;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” ;
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” .

- Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)
- Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)
- Могут ли такие люди выжить в тайге?
- Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? C 152-155.)
 Давайте представим, как теперь Васютка думает о родных,о заботе мамы…( он их любит сильнее,ценит их доброту,внимание,заботу о нем,этому его научила тайга,природа)
-------------------------------------------------------------------------------------------
(c 158)
- Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 158 со слов «Тайга…Тайга…»
- Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу?
- Что такое эпитеты?
- Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов. Что описывал Астафьев такими эпитетами? (Запишите в тетрадь)

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (?)
небольшое, унылое, подёрнутое ряской (?)
молочный, клейкий, неподвижный (?)
далёкие, таинственные, мерцающие (?)
раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (?)
- Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка?
-------------------------------------------------------------------------------------------
- Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса.
- Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с158 со слов «Солнце пошло на закат…»
- Вот и ещё одна тайна природы.
-------------------------------------------------------------------------------------------
- Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру)

- Прочитайте.
- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.
Николай Заболоцкий
Лесное озеро


Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.



- Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит,оно проточное и приведёт его к реке)
-------------------------------------------------------------------------------------------
(c163)
- На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия? (…………)
- Вас заметили с бота?
- Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам.
-------------------------------------------------------------------------------------------
-Итак, вы успешно преодолели все трудности, которые встретились нам на Васюткиных тропах.
-------------------------------------------------------------------------------------------
V. Обобщение.
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.
Природа – друг или враг?
- Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)
- Вы знаете, как называется наука о взаимодействии и совместном проживании человека и природы? (Экология)
Говоря об экологии в наши дни, мы думаем о спасении природы, а с ней и спасении человека.
- А что мы можем сделать для природы? …
- Спасение Васютки – чудо или закономерность?
(Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки)
- Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души? 
(Эпиграф)
Домашнее задание.
1)Запишите, какие тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.(Каждую тайну сформулировать одним предложением)
2) Нарисуйте иллюстрацию к рассказу (Вышлите мне в файле)


Удачи и здоровья всем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий